ясен пень, "должен" - не в смысле, что на нём долг висит и счётчик включён
люди попадаются разные - это да
но тут дело как раз в профессии... в науке сама ситуация такая, что ты либо готов и хоче?ь впитывать/перерабатывать разнообразную инфу, так или иначе относящуюся к твоей области и к смежным, либо долго как учёный не продержи?ься (вероятно, бывают и исключения, но я пока таких не встречал)...
вот смотри:
= исходное образование - оно ведь даётся не в одной узкой теме... можно, конечно, сказать, мол, сколько лет с универа про?ло - но в том то и дело, что тренирванная память как раз одно из профессиональных качеств... к тому же, масса материала переповторяется множество раз - в универе, в аспирантуре...
= профессиональная литература - многие статьи (не говоря уже о книгах) содержат инфу не только по твоей теме, но и по смежным... а читать, хоче?ь не хоче?ь, приходится (и много)...
= конференции и просто общение с коллегами - там вообще поток самой разной инфы из смежных и не очень областей (причём, люди же склонны делиться, в первую очередь, наиболее любопытными фактами)...
= сам преподаё?ь - опять вся инфа обновляется... а преподавать приходится очень многим (собственно, почти по всему миру университетские позиции ли?ь тогда стабильны, когда включают преподавание)...
= если ты действительно серьёзный учёный, тебе присылают статьи на рецензии - опять инфа из смежных областей...
ну и вцелом, особенность исследовательской работы (особенно фундаменталки) в том, что успе?но ею занимаются главным образом люди, одной из основных черт характера которых является любопытство - интересно узнавать новое... и они же, как правило, получают удовлетворение, делясь узнанным с другими...
т.е., да, как уже сказал, наверняка встречаются и исключения... но без всего этого человеку в науке тяжко, он не прогрессирует и со временем уходит куда-нибудь в другую область